Місто
Район
ТП "Край"
Дослідження
Візитка міста та району
Бібліографія
Проект "джерела"
Презентація
Голодомор 32-33
ОУН на Славутчині
Джерела з історії
Геральдика
Карти
Нетішин
Нетішинський музей
Села району
Пам'ятки Славутчини
Статті про місто і район
Книги про місто
"Сангушківські читання"
Славута військова
Авторська сторінка
Історія міста в фото
Малюнки Н.Орди
Славутчани
Храми
Школи
Українська Повстанча
Ліси
Преса про місто
Політика
Події
Мистецтво
Суспільство
Новини
Гостьова книга
Online-Бібліотека

ПОШУК
Для пошуку потрібно
використовувати
не більше одного слова
або його частини







Google




Мiсто Старокостянтинiв






Православна Церква України


Села району:   Вступ Родовід Бачманівка Берездів Бесідки Великий Правутин Ганнопіль Гориця Жуків Клепачі Красностав Кривин Крупець Крупеччани Кутки Мощанівка Мухарів Печиводи Піддубці Селичів Стригани Ташки Улашанівка Хвощівка Знищені вогнем і мечем Відродження можливе лише там, де шанують могили

Бачманівка

  1154. с. БАЧМАНОВКА, волости Хоровецкой, от Житомира в 150 верстах, Заславля - 30 вер., ближайшая жел.-дор. станция Славута в 10 вер., почтовая станция Славута в 12 вер., ближайшие приходы: с. Миньковцы - 4 вер., с. Жуков - 4 вер., с. Корчик - 6 вер., с. Хоровец - 6 вер. и с. Янушовка - 5 верст. Местность, занимаемая селом Бачмановкою, представляет собою равнину, большею частью низменную, которая простирается в окружности более, чем на 40 верст. Село это с трех сторон окружено полями, примыкающими к окрестным деревням, а с четвертой прилегает к лесу. В этом лесу в 3 вер. от Бачмановки, недалеко от села Миньковцы, есть урочище "Городец", где собравшаяся 10 мая 1863 г. шайка польских мятежников была настигнута русскими царскими войсками и совершенно разбита. В селе этом нет ни гор, ни озера, ни реки. Посреди села, расположенного двумя длинными улицами, протекает небольшой поток, который в знойное лето совсем высыхает. Жители пользуются водою из колодцев, которые находятся почти на каждом хозяйском дворе. Почва - суглинистая и потому малоплодородная1.
  Откуда происходитъ названiе села Бачмановки? Название Бачмановка видоизменено из Басмановки и, несомненно, имеет происхождение татарское. "Басман" на татарском языке означает казенный хлеб. Во времена нашествия татар здесь, на месте этого села, была, вероятно, басманная, т. е. хлебная слобода и житный двор и здесь жили басманники, т. е. татарские хлебопеки, поставлявшие хлеб в татарские войска. Местности с подобным названием встречаются и в Москве, где имеется Басманная улица Старая и Новая, по названию имеющая происхождение одинаковое с нашим селом2. Иногда производят это название от татарского слова "басма", что означает изображение татарского хана в виде статуи. Подобные статуи ставилися татарами среди побежденных народов для поклонения. Первое объяснение смотрится естественнее и потому более удобоприемлемо.
  В древних актах с. Бачмановка именуется "Бачманово селище", "Бачманов". Впервые даное село упоминается в акте от 28 ноября 1520 года под именем Бачманова селища, имения князя Андрея Юрьевича Заславского. В даном акте князь Андрей Юрьевич Заславский говорит: "узнавши есми то по собе, иж в жоны не буду мети и для того, абы по моем, животе души моей памятка была, по своей доброй воли, без жадного принуженя, а никим теж не намовен, взял есми собе за сына место братанича (племянника) своего, князя Илью (Константиновича Острожского). Его милость, сына брата моего, князя Константина Его Милости Ивановича Острозского, пана Виленского, гетмана навышшего господаря, короля и великого князя Его Милости Жикгимонта, старосты Луцкого, Бряславского и Веницкого, маршалка Волынское земли и по моемъ животе даю и дарую и записую Его Милости сыну моему, князю Ильи, третью часть именей отчизны своей в Жославлю и во всих именях моих отчизных, што на мене половица в делу пришла от невестки моей, княгини Ивановое Жославское (Елены) и от сынов Ее Милости, братаничов моих, князя Михайла, а князя Кузмы Ивановичов. А на имя тыи именя, щто с тое отчизны моей третю часть Его Милости записую: Жюков, а Дятелов Став, а Меречовку, а Бачманово селище, а Дьяков, а Берездов, а Почапцы, со всими людми тых именей и их землями пашными и бортными, и с сеножатями, и з даньми грошовыми, и медовыми, и куничными, и з боры и леса, з дубровами и гаи, и з ловы звериными и пташими, и с озеры и з реками, и с ставы, и с ставищи, и з млыны и их вымелки, и з бобровыми гоны, и зо всим тым, как ся тии выше мененыи именья здавна в собе и в границах и в обыходех ея своих мают. А в мыте Острозском, и Луцком, и Жославском той моей половицы, щто на мене пришла также третю часть и то все Его Милости даю и дарую, и записую вечно, и на веки непорушно, князю Ильи Его Милости и Его Милости княгини, и Их Милости детем, и на потом будучим Их Милости насчадком отдаляючи то от братаничов моих, князя Михайла, а князя Кузмы Ивановичов Жославских, а от их сестр, и от всих ближних моих..."3 Быть может, этот акт почти современен и самому основанию с. Бачмановки, которое, как еще новое, именуется Бачмановым селищем.
  Затем, как видно из акта от 1 июля 1534 года, князь Андрей Юрьевич Заславский "попал в долги великие" для уплаты которых одолжил у князя Ильи Константиновича Острожского 2000 коп грошей Литовских (около 6000 руб.) и 1000 червонцев угорскихъ золотых. В этой сумме заложено было князю Илье остальные две части отцовских и материнских имений князя Заславского.4 Впрочем с. Бачмановка оставалось в руках князя Ильи Константиновича Острожского только 19 лет, до 1539 года. Ибо умирая князь Илья Острожский, просил своего двоюродного брата и опекуна князя Федора Андреевича Сангушковича, старосту Владимирского и маршалка Волынской земли, чтобы все имения, в том числе и село Бачмановку, полученные им, князем Ильею, от князя Андрея Заславского, вернуть после его смерти обратно князю Кузьме Ивановичу Заславскому, племяннику князя Андрея и сыну князя Ивана Юрьевича Заславского. В виду чего, согласно показания сего опекуна князя Федора Сангушко, король Сигизмунд 1 октября 1539 года предписывает вдове князя Ильи, княгине Беате Острожской, чтобы она возвратила во владение князя Кузьмы Ивановича Заславского - имения Жуков, Дяков, Бачманов, Меречевку, Дятелов став и Почапцы. Таким образом 2 октября 1539 года король Сигизмунд оконьчательно присуждает князю Кузьме Заславскому эти имения.5
  Во владении князей Заславских с. Бачмановка остается вплоть до 1673 года, когда, со смертью малолетнего князя Александра Владиславовича Заславского, оконьчательно угас род князей Заславских и с. Бачмановка, в числе других многочисленных имений этих князей, стало владением князей Сангушек, в руках коих оно и ныне находится.
  По местному народному преданию, древнее село Бачмановка простиралося на запад от нынешнего центра села. В настоящее время на полях, на запад от села, попадаются в земле кирпичи и другой слой земли, отличный от прочего грунта. Полагают, что эти кирпичи есть остатками домашних печей, а другой слой земли - следы древних усадеб. Село простиралось более, чем на версту от церквы, стоявшей посреди села. К этим полям в долине примыкает сенокос, называемый "Берегами" и "Ковалевым ставком". Предание говорит, что это были плотины на прудах, а на плотинах были мельницы, принадлежавшие жителям этого же села. Отсюда можно заключить, что некогда здесь жили достаточные люди, имевшие свои ставки и мельницы... Бывшие в XVII веке смуты в здешнем крае, по случаю восстания казачества, а с ним и всего народа, против притеснителей-поляков на защиту православия и народности, произвели на Волыни во многих местах большие перевороты, во время которых, вероятно, и была уничтожена эта богатая часть села Бачмановки. Быть может, крымская орда, призванная Богданом Хмельницким на помощь, проходила и через Бачмановку, и хищные татары устремились на мирных жителей с целью огграбить их. Устрашенные жители ушли в лес, прилегавший к селу с востока, оставив свои выгодные жилища в добычу хищным басурманам, которые, забрав все, что было возможно, дома и прочие постройки предали огню. Тогда жители, видя, что не стоит им возвращаться на старое пепелище, остались в лесу, построили дома, обзавелись хозяйством и таким образом село Бачманоква заняло другое место - на восточной стороне.6
  До построения в 1830 году нынешней Свято-Покровской церкви, стояла на конце села, с западной его стороны, деревянная церковь в имя святого Архистратига Михаила. Она была построена в 1744 году, по благословлению униатского епископа Луского и Острожского Сильвестра Рудницкого, что видно из надписи, которая вырезана была на косяках входных дверей этой церкви. Об этом же свидетельствует в своих записках бывший местный священник Павел Малевич. По его словам, церковь эта была построена из соснового дерева в 3 раздела, с 3 куполами. Алтарем церковь была обращена на восток. Церковь эта находилася на западной стороне села, на месте ровном, окопаном с трех сторон глубоким рвом. Предание говорит, что место, где ныне расположено это село, некогда было покрыто густым дремучим лесом и служило убежищем от татар, разорявших Волынь в смутные времена Руси - вероятно еще со времен Даниила Романовича, князя Галицко-Волынского. Признательные потомки на том самом месте, где предки их защищали отечество и веру, и где, может быть, не один из них запечатлел кровью свою преданность и любовь к Родине и вере православной, соорудили церковь во имя воеводы сил небесных Архангела Михаила. По всей вероятности, церковь эта построена была на месте бывшей здесь Свято-Михайловской, которая пред годом 1744 или сгорела,или по ветхости разрушилась. Правда достоверных сведений об этом нет, но что до 1744 года была в Бачмановке приходская церковь, и именно православная церковь, это доказывается главным образом тем, что еще в настоящее время в Бачмановской церкви имеются книги православной печати, изданные до 1700 года, а именно:
  1) поучительная книга "Ключ разумения" Иоаникия Голятовского, изданная в Киево-Печерской Лавре в 1680 году;
  2) "Венец Христов" игумена Варлаама Радивилоского, изданная в Киеве в 1688 году;
  3) "Часослов" изданный в 1670 году в Киеве;
  4) "Евангелие" изданное в 1680 году;
  5) "Трифологион или праздничная Минеи" изданная в 1679 году;
  6) "Апостол" изданный в Киеве, в 1730 году;
  7) "Октоих" изданный в Киеве, в 1730 году;
  8) "Триод постная" изданная в Киеве, в 1730 г.
  Быть не может, чтобы униатам дозволено было приобрести для церкви книги православной печати, особенно религиозно-назидательного характера, тем более, что униаты (с 1720 года) имели свою типографию на Волыни - в Почаеве. Даная типография могла доставить необходимое количество книг для каждой церкви по востребованию. Но если эти православные книги употреблялись в Бачмановской униатской церкви, построенной в 1744 году, то очевидно, что они приобретены были и поступили в церковь гораздо раньше, еще до введения в ней унии, а потому следует заключить, что в селе Бачмановка до 1744 года сущесвтовала церковь, которая до введения унии в 1695 г., была православною. Существование здесь православной церкви до унии, доказывается частично еще и тем, что настоятелем Бачмановской церкви до 1760 года был священник Григорий Лисиневич, который умер здесь в глубокой старости, и, как видно из записок священника Павла Малевича, был первым здесь униатским священником. Следовательно, прежде его были в Бачмановке священники православные, имевшие православных прихожан. Уния же была введена в этой церкви около 1695 года, а уничтожена была в 1795 г. Бывший при уничтожении унии священник Василий Башуцкий оставил историческую записку, хранившуюся в этой церкви, где сказано, что он в 1795 г., как только последовал царский указ о дозволении русским униатам возвращаться в лоно православной церкви, первый со всей своею паствою возвратился в православие,и что прмеру его, как старейшего священнослужителя, последовали и другие соседние священники.
  Священнослужителями при этой Свято-Михайловской деревянной церкви, а затем при нынешней Свято-Покровской церкви были:
  1. священник Григорий Лисиневич до 1760 года, строитель церкви;
  2. священник Василий Башуцкий с 1761 до своей смерти в 1802 году. О поступлении его на Бачмановский приход имеется т.зв. презента (рекомендательное письмо на польском языке) писанное княгинею Барбарою Сангушко, женою князя Павла-Карла Сангушко в 1761 г. к епископу луцкому Сильвестру Лубинецкому-Рудницкому: "Барбара из графов на Скрипе Дунинов, княгиня Сангушкова великая маршалкова великого княжества Литовского ясновельможному Сильвестру Лубинецкому-Рудницкому, милостию Божею и Святого трона Апостольского екзарху метрополии Киевской и Галицкой, и всей Руси, луцкому и острожскому епископу, должное почтение.
  Преосвященный владыко! Праздна ныне находится по смерти отца настоятеля Григория Лисиневича, церковь обряда греко-униатского, во имя св. Архистратига Михаила, в имении, в пожизненном владении моем находящемся в селе Бачмановке, принадлежащем княжеству Заславскому и епархии вашего преосвященства. К этой церкви, для исправления в ней обрядов, как духовных, так и мирских, Василия Башуцкого, в жизни и поведении довольно мной одобренного, вашему преосвященству представить я вознамерилась. В настоящем письме и привеллегии моей представляю, покорнейше прося ваше преосвященство, дабы по пастырской своей власти, к означеной церкви его, а не кого иного, поставили и утвердить благоволили. Испечение о душах, исправление духовных и временных дел ему поручили. А я его при тех самых началах, какие при сооружении церкви разрешены, до жизни своей его сохранять обещаюся, с тем однако условем, чтобы в единстве веры святой и послушании церкви римо-католической находился. Для лучшего порядка прихода своего, надлежащую метрику чтобы имел и в которую имена и прозвания крещенных, венчанных и погребенных усердно записывал. В чем, для лучшей важности и вероятия при обыкновенной печати подписуюсь. В Заславском замке 28 декабря 1761 года. Барбара, княгиня Сангушкова".
  При этом же священнике Василии Башуцком церковь была розширена пристройкой притвора, купленного в соседнем селе Миньковцах, построена новая деревянная колокольня и приобретен за 150 рублей большой колокол, а также на его средства построен на церковной усадебной земле новый священичий дом с хозяйственными постройками. Его же стараниями увеличены и соединены церковные земли в 3 целые смены, бывшие до этого времени разбросанными в разных кусках. При о. Башуцком этот приход увеличен был за счет присоединения 26 июня 1769 года деревни Марачовки. До 1769 г. деревня принадлежала приходу с.Жукова (в 4 верстах). В 1769 г. генеральный визитатор луцкой епископии, острожский оффициал Георгий Туркевич по ходотайству о.Башуцкого и марачевских жителей, причислил Марачовскую церковь к Бачмановскому приходу. На что имеется в церкви подлинный акт причисления.
  3. священник Никита Новоселецкий, зять о. В.Башуцкого, с 1802 г. до своей смерти в 1809 г.;
  4. благочинный священник Павел Малевич с 1809 до своей смерти 25 декабря 1836 года. Этот образованный и весьма деятельный пастырь оставил после себя исторические записки о Бачмановской церкви, благодаря его неутомимому усердию и заботливости построена была в 1830 году нынешняя Бачмановская каменная Свято-Покровская церковь. Старая же деревянная Михайловская церковь была закрыта, по сле совершенного в ней последний раз богослужения 14 сентября 1830 года. Ее старый трехярусный иконостас был разобран и перенесен в новую Покровскую церковь. В последствии эта старая церковь была совсем разобрана;
  5. с 1836 по 1840 год приход состоял под наблюдением соседних священников;
  6. приходской священник Иоанн Жолтовский, зять о.П.Малевича, с 1840 по 1885 г. Построил в 1844 г. каменную колокольню и благоустроил саму церковь в 1853 г. новым благолепным иконостасом;
  7. священник Леонид Васильевич Гуторевич с 1885 по настоящее время (1892 год).
  В с. Бачмановке в настоящее время есть церковь в имя Покровы Пресвятой Богородицы. Постройка которой была заложена 15 августа 1822 года, а окончена была в 1830 году. Церковь освящена 5 октября 1830 года. Построена эта церковь на стредства местного помещика Евстафия Иеронимовича Сангушко и добровольных жертвователей (из которых богатый славутский житель лютеранин Карл Леонгардт, имевший православную жену Юлианну, пожертвовал на это дело 500 рублей). Церковь каменная, крытая жестью, кораблеобразная. При ней отдельно от нее (в 5 саженях), построена каменная крытая гонтою двухярусная колокольня в 1844 году на средства того же князя Евстафия Сангушко (умершего 25 ноября 1844 г.). На месте старого униатского иконостаса, взятого из прежней свято Михайловской церкви, поставлен был в 1853 г. новый одноярусный иконостас на средства прихожан и других добровольных жертвователей (князь Роман Евстафыевыч Сангушко, пристав Константин Малевич и протоиерей Ивангородского собора Симеон Антонович, давшие по 50 рублей). Утварью и ризницею церковь в достаточной мере не обеспечена: имеются чаши, дискос, звездица, лжица и мирница с полным прибором - дар московского митрополита Филарета. Копии метрических книг хранятся с 1762 года, а исповедные ведомости с 1810 г.
  Опись церковному имуществу имеется от 1885 года. Приход V класса. Земли: усадебной и под церковным погостом 4 десятины 1627 саженей, пахотной земли в 3-х сменах - 30 десятин 2026 саженей, сенокос в урочище "Синявы" - 5 десятин 1462 сажени, под хутором в урочище "Лука", поросшем орешником и другим мелким лесом - 1 десятина 292 сажени. Всего - 42 десятины 606 саженей. Почва суглиниста, иловата, местами черноземна и довольно плодородна вцелом. На эту землю имеется отдаточный лист от 4 июня 1823 года, а план от 1823 г. отослан в Волынскую духовную Консисторию. Причт пользуется землей свободно.
  Причт: священник получает 300 рублей в месяц, псаломщик - 50 руб., просфорник - 16 руб. Для священницкого дома и хозяйственных построек требуется ремонт. Дом и хоз.постройки псаломщика построены за казенный счет. Церковоно-приходская школа существует с 1868 г., а в ведение духовенства передана в 1887 году. Школа помещается в общественном доме и содержится на деньги прихода (66 руб. в месяц). Учеников в 1888 г. было 32 мужского пола.
  Деревня приходская Марачовка в 1 версте. Препятствий к сообщению с ней нет никаких. В Марачовке есть сельская школа, помещающаяся в общественном доме, с жалованием учителю в 20 руб. в месяц. Учеников в школе в 1888 г. было 16 мужского пола. В Марачовке среди деревни есть памятник в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. Дворов 163, прихожан 1328 душ обеего пола. Кроме того римо-католиков 114 душ обеего пола.
  Священником в Бачмановке и Марачовке состоит Леонид Васильевич Гуторевич (с 19 мая 1885 г., а на службе с 5 марта 1878 г.). Псаломщиком Арсений Стефанович Сендульский (с 1877 года). Пономарское место упразднено в 1879 году.
  1 Жолтовский I. Заметка о с. Бачмановке и церкви Бачмановской.// Волынские Епархиальные Ведомости. - Житомир,1867. - 7. - С. 108.
  2 См. "Указатель улиц и домов столичного города Москвы, с пояснением сведений исторического происхождения наименования улиц, площадей и др. мест, и с указанием, к каким мировым и судебным участкам города причислены улицы с домами, на них находящимися, с историческим описанием всех церквей города и приложением плана города./ Составлен по распоряж. Москов. обер-полицеймейстера генерал-майора Козлова. - Москва, 1882. - С. 49-50.
  3 Archiwum ks. Sanguszkow. - Т.3. - S.201-202
  4 Там же. - Т.3. - С. 472
  5 Там же. - Т.4. - С.216-220
  6 Жолтовский И. Вказ. праця. - С. 109-111